Жалко, что он уходит. После усталого "Ходячего замка" и инфантильного "Поньё" были опасения, что Миядзаки уже не тот. Однако на прощание он вспомнил, как умел снимать когда-то.
читать дальшеЗдесь есть всё. Италия, самолёты и надвигающаяся война, как в "Порко Россо". Фантазии главгероя, как в "Шёпоте сердца". Враждебные силы природы, как в "Принцессе Мононоке". Туберкулёз, как в "Тоторо" и детстве самого Миядзаки, разлучающий с любимыми людьми.
Здесь есть даже Хидеаки Анно, который, не будучи ещё известным режиссёром аниме, пришёл наниматься к Миядзаки на его первый фильм. Думал ли он тогда, что через много лет ему доведётся озвучить главную роль в уже последнем фильме мастера?
Единственное, что отличает этот фильм от предыдущих, - это принятие героем фатума и сознательное подписывание контракта с дьяволом.
До этого было не так. Принц Аситака избавится от проклятия и спасёт Сэн. Сацуки во что бы то ни стало найдёт Мэй, даже при помощи лесных духов. Порко Россо сразится с пиратами и Кёртисом, но никто не погибнет. Даже Тихиро, работая на Юбабу, делает в общем-то полезное дело, отмывая духов от грязи.
Но военные не Юбаба. И если Порко Россо не хотел вступать в итальянские ВВС, потому что "лучше быть свиньёй, чем фашистом", то инженер Дзиро сделал другой выбор ради самолёта своей мечты. Похожий выбор он делает и в отношении больной жены, которая, наверняка, прожила бы дольше, находясь в больнице.
Но разве это жизнь, когда рядом нет того, без чего не можешь жить?
Как сделать лучше? Похоже, сам Миядзаки не знает, как же лучше. С одной стороны, он мечтает о конце цивилизации и губительного для природы технического прогресса. Но также понимает, что без всего этого не будет никаких самолётов. Ни военных, ни мирных. Увы, за всё надо платить.
Точно так же Миядзаки за все годы работы в коммерческой анимации отлично понимал, что, не идя на уступки продюсерам и директорам, средств на своё любимое занятие взять будет неоткуда.
Человек всегда выбирает из двух зол. И не сосчитать сколько предметов из тех, которыми мы пользуемся каждый день, выросли и эволюционировали именно на деньги военных. Так или иначе, Дзиро Хирокоси считает свой выбор правильным. А Миядзаки - свой. В этот раз его намерение покончить с коммерческой анимацией, видимо, серьёзно. Надеюсь, студия, названная именем итальянского самолёта, который, в свою очередь, назван в честь горячего ветра пустыни, будет крепчать. А значит, Миядзаки сможет жить дальше.
У него есть чем заняться, ведь он обещал рисовать, пока руки держат карандаш.